Hartmann Neuron — мистика в синтезаторе

Много воды утекло с 2002 года, когда я первый раз услышал о существовании нового музыкального инструмента — Hartmann Neuron, который позиционировался как абсолютно новый виток в развитии синтезаторов. Так ли это? Действительно ли этот инструмент является чем-то уникальным? Познакомимся с Neuron поближе…

Немного истории

Hartmann Neuron — студия звукозаписи SynthMusic

Создатель и идеолог проекта — Аксель Хартманн (Axel Hartmann), талантливый дизайнер синтезаторов (будучи сотрудником фирмы Waldorf, именно он создал облик Wave, Microwave XT, Pulse). В 2000-м году была основана фирма Hartmann Music GmbH, основателями которой помимо Акселя являются композитор Ханз Зиммер (Hans Zimmer) и программист Стефан Бернси (Stephan M. Bernsee).

Особенности структуры синтеза

Что же представляет из себя синтезатор Hartmann Neuron? Внешне — в глаза бросается необычный интерфейс. Внутри же — компьютер с тактовой частотой процессора 1.2 ГГЦ, 256 мегабайтами оперативной памяти и 20-гигабайтовым жестким диском. Ну и, разумеется, со своей операционной системой. В Нейроне реализован довольно редкий для синтезаторов тип генерации сигнала — ресинтез, или ресинтезис (resynthesis).

Производитель говорит о применении алгоритмов работы нейронных сетей. Ресинтез уже применялся и ранее — например, в NED Synclavier или в том же Waldorf Wave (для создания таблицы волн из аудиосигнала). Но в случае с Neuron, слово «ресинтез» приобретает иной, полноценный смысл. Структура синтеза включает в себя два генератора (называемые Resynator) и модуль морфинга (Blender) между ними. Резинаторы вместо привычных семплов используют так называемые «модели» — результат математического анализа семплов. Каждая модель имеет две группы параметров — Scape (характеристики источника звука) и Sphere — изменение звука. У каждой группы, в свою очередь, имеется три уровня параметров. Итого, на модель — 6 параметров. Модуль Blender позволяет гибко настраивать морфинг (Morphing, или «перетекание») между моделями, но имеется и обычный способ — mix, позволяющий просто регулировать громкость резинаторов, без непосредственно морфинга. Вот, собственно, основа Нейрона. Остальные элементы синтеза довольно обыденны — LFO, Filter, FX

Интерфейс и органы управления

Hartmann Neuron — студия звукозаписи SynthMusic

Однажды ко мне пришел в студию друг и, увидев включенный Neuron, воскликнул: «Ничего себе! Как светится!» Да, действительно, Нейрон светится! И в темноте создает завораживающее зрелище. Но он еще больше завораживает, когда в ход идут многочисленные элементы передней панели.

Изюминка интерфейса — уникальные органы управления: три джойстика (первые два используются для контроля резинаторов, а третий — для контроля фильтра и процессора эффектов) и специальные регуляторы «бесконечного вращения» предоставляющие прямой доступ ко многим параметрам инструмента. Может показаться, что регуляторы без фиксированной точки начала отсчета — это не совсем удобно, однако как только Вы прикасаетесь к любому из них — на дисплее тут же отображается название регулируемого параметра и его текущее значение. Так что все манипуляции производятся легко и интуитивно.

Далеко не у каждого современного синтезатора встречается настолько хорошо продуманный и удобный интерфейс.

Первое знакомство

Первый раз мне довелось протестировать Hartmann Neuron в 2003 году в магазине. И вот, через год — Нейрон передо мной. Очень вдохновлен инструментом, первые полчаса пролетели как одна минута, и… Нейрон завис! Причем так завис, что перезагрузка не помогала — инструмент намертво заглох, не желая более загружаться «до конца» (процесс загрузки начинался, но в какой-то момент зависал). Менеджеру пришлось достать мне другой экземпляр из коробки — с ним все было хорошо. Я был в восторге. 3 часа прослушивания прошли для меня очень быстро и интересно. Картину омрачала только цена — 180 тыс. руб. На тот момент в инструментах была самая первая операционная система и самый первый набор моделей и звуков. Кстати, стоит упомянтуть, что именно Нейрон с первым набором моделей и патчей использовался Мишелем Крету (Michael Cretu) при создании альбома Enigma — Voyageur. Нейрон можно услышать с 10-й секунды в начале трека Weightless из этого альбома. Этот ритмизированный мистический звук и есть всего лишь пресет из первого набора моделей.

Мой первый Нейрон

Наверное, я один из немногих музыкантов в России, кто владел одновременно и железным Hartmann Neuron, и программным Neuron VS. Учитывая цену «полноценного» Нейрона, ничего нет удивительного в том, что первым стал Neuron VS — это виртуальный синтезатор с контроллером «Nuke» в комплекте. Nuke имеет 4 регулятора, одну кнопку, 1 джойстик, и, кроме того, является защитой от копирования. Подключается к компьютеру через обычный USB-порт. Также у Neuron VS отсутствует мастер-ревербератор (видимо, для экономии ресурсов, которых он потребляет немало, но об этом ниже). Первой проблемой для меня стало то, что, работая на Macintosh с процессором Intel, я не мог запустить на нем Neuron VS — он не поддерживает новые процессоры… Пришлось отдельно использовать старый Pentium IV 3.2 ГГЦ для работы исключительно с Нейроном. Но это было только началом виртуальных мытарств. Следующая проблема — неудержимое желание сожрать все ресурсы компьютера. Интересен тот факт, что Pentium с единственным инструментом на борту, будучи мощнее более чем в два раза, чем железный Нейрон, легко «затыкался»… Создавалось ощущение, что компьютеру постоянно не хватало ресурсов «прожевать» неугомонный Neuron VS! Даже на довольно «легких» патчах, где используется один резинатор! Далее, оказалось, что Neuron VS работает только на частоте 44.1 кГц, а значит, я вынужден был либо работать только на этой частоте, либо подключать инструмент по аналогу, задействуя дополнительные конверторы. Плюс виртуальный Нейрон постоянно зависал…

Признаюсь, на этом Нейроне я так ничего и не создал — только нажил головную боль с коммутацией, невыносимой требовательностью к ресурсам и слишком частыми зависаниями… Пришлось его продать, о чем не жалею.

Космический нейромонстр

Моим вторым Нейроном стал полноценный железный синтезатор с самой свежей операционной системой и с новым набором моделей. Измученный виртуальным Нейроном, я поначалу отнесся скептически к его железному старшему брату, особенно если учесть, что я уже порядком подзабыл свой первый опыт общения с ним. Первый день после покупки думал, что опять зря потратил деньги… Но на второй день понял, что это то, что нужно. Именно то, чего мне не хватало в моем Neuron VS. Cразу вспомнились позитивные ощущения от общения с Нейроном первых версий…

Вдохновение и мистика, или «Что было в пресете 518»

— А что было в комнате 237?
— Дени, в комнате 237 ничего не было! Понял?! Ничего! Но в любом случае держись оттуда подальше!
(из кинофильма «Сияние»)

Hartmann Neuron — студия звукозаписи SynthMusic

Железный Neuron работает значительно стабильнее и надежнее, чем VS. Но и он не избавлен от недоработок. Например, мне непонятно, почему при переключении по MIDI на пресет 518 происходит зависание моего инструмента. Если переключаться на этот пресет с лицевой панели — все нормально, а вот если по MIDI — все, висим по полной. Может быть, дело в том, что наруленный мной пресет под номером 518 чрезмерно зловещ и звук его пропитан мистикой? Может быть… Кстати, Нейрон отлично подходит для озвучивания персонажей и мизансцен, подобных тем, что были в комнате 237…

Например, берем квинту во второй октаве, а другой рукой начинаем крутить то один резинатор, то другой, то бэндер, то трехмерное LFO, то хорус, то фильтр с плавным срезом 6дб/окт… Итог — на одном нажатии клавиш можно полчаса сидеть и медитировать.

Нейрон — очень интересный инструмент для саунд-дизайна. Просто находка для композиторов, которые пишут музыку для кино. Его тембры завораживают своей многогранностью, бесконечностью. Это, отчасти, благодаря хорошо продуманному управлению параметрами синтеза. Нейрон нужно понять, проникнуться им. Нужно мысленно уйти от стереотипов в создании звука. В нем нет пресетов фортепиано, скрипок, духовых инструментов, барабанов… Из него практически невозможно получить классические сольные тембры, басы. Его стихия — звуковые эффекты, бесконечные пэды со сложной фактурой. В этом Нейрон уникален.

Подводя итог

Hartmann Neuron — студия звукозаписи SynthMusic

Чего явно не хватает в Нейроне — так это источников модуляции и полифонии.

Просто генераторов огибающих и LFO недостаточно, на мой взгляд, для такого аппарата. Было бы интересно, если бы в инструменте был шаговый секвенсор и арпеджиатор… Правда, это ограничение во многом нейтрализуется развитым управлением по MIDI. Движения джойстиков можно прописывать и затем воспроизводить синхронно с нажатием клавиш — чем не дополнительный источник модуляции!

А вот полифония… Тут уж ничего не поделать. Максимум восемь голосов, да и то — если использовать только один резинатор. В сложных патчах с двумя резинаторами полифония уменьшается до 4-х голосов, а этого часто недостаточно при полифонической игре звуками с большим релизом.

Если говорить о цене — конечно, 5000 евро — это многовато. Особенно учитывая тот факт, что даже последняя операционная система (V.1.5) — довольно сырая. Хоть и не настолько сырая, как виртуальный Neuron VS. Но наивно ждать потенциала, заложенного в Neuron, от виртуального Neuron VS — звук у них, конечно, по характеру похож — но не более того.

В остальном, этот уникальный синтезатор будет незаменим в любой студии, профессионально занимающейся саунд-дизайном. У него свой тон, пропитанный мистикой, фантастическими образами, картинами других миров…

Жаль, что фирма Hartmann более не существует.

 

27.02.2010
Руслан Божок
Фото: Сергеич,
Виктор Козырев,
Земфира Комиссарова
При перепечатывании ссылка
на источник обязательна
© SynthMusic

Похожие статьи