Звук фортепиано в электронных инструментах

Одним из наиболее частых вопросов о клавишных инструментах является вопрос о выборе лучшего инструмента для имитации звука живого рояля.

При ответе на такой вопрос возникают две противоречащих друг другу мысли. Первая о том, что живой рояль все же никогда и ничем не заменить (да и кому это, на самом деле, надо). А вторая — о том, что в ряде ситуаций наличие компактного инструмента с качественным тембром фортепиано просто необходимо, а значит цифровое пианино тоже заслуживает рассмотрения с точки зрения профессионального использования.

Живой звук

Сначала — немного о том, почему же ни одна имитация живого рояля не сможет никогда заменить оригинал.

Попробуем ответить на вопрос: что происходит с фортепиано, когда Вы извлекаете из него одну ноту? Клавиша приводит механизм в движение, молоточек резко ударяет по струне, а специальный механизм возврата сразу после этого отдергивает его в исходное положение. Струна (или струны, которых в зависимости от регистра может быть до трех на одну ноту) начинает колебаться с частотой, на которую она настроена, и мы слышим звук. Но только ли звук струны мы слышим? Что происходит в этот момент со всем инструментом? А происходит то, чем отличается живой рояль от семплерного — естественный резонанс деки (деревянной панели, находящейся за струнами в пианино и под струнами в рояле). При опущенной педали начинают «заводиться» все струны, попадающие в сетку обертонов и унтертонов по-отношению к исходному, корневому звуку.

Например, нажимая клавишу «до» первой октавы, Вы слышите не только ноту «до первой октавы». Вы слышите второй обертон — до второй октавы, третий — соль второй, четвертый — до третьей октавы, пятый — ми третьей октавы, шестой — соль третьей октавы, а также менее выраженно — остальные обертона выше шестого, но которые уже лежат в «натуральном» строе, который делает недоступным идентификацию нот в простом 12-ступенном темперированном выражении.

Что же происходит со струнами, находящимися под воздействием резонанса деки при открытой педали? Резонанс перекидывается на все струны, корневые частоты которых совпадают с обертонами данной нажатой ноты, возникает возбуждение колебания и струны начинают звучать. Кроме того, происходит взаимодействие звучащей струны с теми струнами (открытыми от глушителей педалью), которые являются «корневыми» звуками для данной ноты, то есть — эту ноту можно для них считать обертоном, а корневые — так называемыми унтертонами, то есть тонами, находящимися «под корневым»... До первой октавы будет 2-м обертоном для до малой, 3-м для фа малой, 4-м для до большой, 5-м для ля бемоль контр-октавы и 6-м для фа контр-октавы. Естественно, «невооруженным» ухом сложно расслышать все эти унтертона, как и обертона выше 6-го. Однако они существуют. Их присутствие можно обнаружить, зажав, например, соль второй октавы (без звука) и нажав без педали на до первой, и сразу отпустить до. Вы услышите, как соль будет резонировать. Что касается унтертонов, более «капризных», — попробуйте, например, зажать до малой октавы на рояле и ударьте вместе (чуток с усилием, чтобы лучше понять) по до и соль первой октавы — и сразу отпустите их. Верхние две ноты будут 2-м и 3-м обертонами для нижней, и Вы услышите, как нижняя зазвучит.

Вот простым языком объяснение самых элементарных взаимодействий между обертонами живого нструмента. Чем больше нот одновременно звучит, тем насыщеннее обертоновая сетка, тем больше вовлекается дополнительных окружающих звуков, которые Вы, вроде бы, не извлекаете напрямую, но которые звучат помимо Вашей воли. И именно эти неслышимые, казалось бы, призвуки и позволяют настоящему живому фортепиано звучать так благородно и насыщенно.

Для создания цифровой модели живого рояля с учетом всех взаимодействий обертонов (а также огромного количества других явлений, для объяснения смысла которых можно потратить еще в несколько раз больше времени и печатных слов) требуется машина такой вычислительной мощности, какую современные технологии не могут обеспечить. А если даже и могут — денег всех клавишников и пианистов мира не хватит для финансирования подобного проекта.

Конечно же, существуют попытки, и довольно интересные, создания физической модели фортепиано. Все, что я слышал на сегодняшний день — безусловно, заслуживает внимания, но никак не может похвастать даже 50-процентной имитацией, не говоря уже о безусловной. Ведь это — моделирование природы, а природа — это упорядоченный хаос. И порядок этот для начала надо понять до конца, а потом уже начинать попытки его воспроизведения. И самое главное — кому нужна имитация рояля за сто миллионов долларов, например? Сколько человек готовы заплатить денег за научные исследования в этой области, учитывая, что результата этих исследований, возможно, придется ждать не один год? Массового спроса на такие инструменты вряд ли стоит ожидать, если цена не будет сопоставима с хорошими инструментами на основе воспроизведения семплов, которых на сегодняшем рынке достаточно. А какой смысл делать имитацию, цена которой будет равна стоимости настоящего рояля или превосходить ее? Очевидно, в этом случае любой здравомыслящий человек предпочтет приобрести живой инструмент, а при необходимости иметь компактную сценическую имитацию — возьмет в дополнение еще и хороший инструмент на базе семплов.

Еще один важный вопрос, касающийся семплированных роялей: каково оптимальное количество семплированных нот и слоев? Стоит ли гоняться за рояльными библиотеками и виртуальными инструментами, обещающими по восемь слоев семплов на каждую ноту, да еще и с семплированием всех нот диапазона? Очевидно, нет. Почему? Все просто. Рояль звучит в одном пространстве, где и происходит взаимодействие обертонов и корневых нот. А сколько «пространств» накладывается с увеличением количества семплов? Каждый семпл записан с какой-то акустикой... Рояль не звучит в глухом помещении, рояль пишут в живых комнатах... Можно ли услышать естественные для рояля звук и акустику, когда, нажимая аккорд из 6 — 7 нот, Вы вдруг слышите 6 — 7 одинаковых пространств вместо одного цельного?

Именно поэтому, да еще и по многим другим причинам, гонка гигабайтов — это неверный, тупиковый путь. И в большинстве случаев инструменты с памятью в 24 — 32 мегабайта звучат гораздо правильнее и комфортнее за счет грамотной архитектуры, слоев, фильтров, настроек велосити, эквализации, тонкой пространственной обработки...

Цифровые инструменты

Ну, а теперь — к вопросу о том, какие, все-таки, инструменты наиболее достойно могут служить имитацией фортепиано.

Существует несколько очень достойных инструментов, способных в некоторых ситуациях заменить фортепиано. Опираясь на свой личный опыт, могу привести следующие модели:

  • Инструменты с рояльной механикой: Kurzweil K2600XS, Kurzweil PC3X, Kurzweil PC2X, Kurzweil PC1X, Kurzweil SP88X, Clavia Nord Stage 88, Yamaha S90ES, Roland RD700GX;
  • Инструменты с синтезаторной клавиатурой: Kurzweil K2600, K2661(S), Kurzweil PC1(SE), Kurzweil PC2, Kurzweil PC3 Kurzweil PC161, Kurzweil KME61, Clavia Nord Stage Compact;
  • Рэковые инструменты: Kurzweil K2600R, Kurzweil PC2R, Kurzweil ME-1, Roland XV-3080 (с карточкой SRX-11), Roland XV-5080 (с карточкой SRX-11);
  • Рояльные миди-клавиатуры: Fatar Studiologic VMK-188 PLUS, Fatar Studiologic SL-990XP, Fatar Studiologic SL-990XP и другие модели с молоточковой механикой этого бренда.

Возможно, это неполный список, но, по крайней мере, проверенный.

Лидерами среди всех вышеперечисленных можно назвать Kurzweil K2600XS, Kurzweil PC3X, Kurzweil PC1X, Clavia Nord Stage 88, Roland RD700GX, Roland XV-5080 с карточкой SRX-11 и миди-клавиатурой, Yamaha S90ES;

Лучшие модели

Kurzweil K2600XS и Kurzweil PC3X
Плюсы. Очень объемный, традиционно качественный звук Kurzweil, разнообразные интересные рояльные пресеты, мощный процессор эффектов, прогрессивная молоточковая механика от Fatar. Ко всему этому еще и море других качественных звуков и гибкость архитектуры.
Минусы. Не всегда хочется переплачивать за то, что тебе не нужно, а если инструмент покупается исключительно ради звука рояля — то переплачивается действительно за многое. Кроме того — довольно тяжелый вес — около 25 килограмм, хотя стоит учитывать, что он обычно тем больше, чем качественней механика клавиатуры.
Clavia Nord Stage 88
Плюсы. Наравне с К2600 и RD700 — лучший рояльный звук. Относительно небольшой вес, разнообразные пресеты, возможность заливать дополнительные банки звуков. К этому — еще и очень хорошие звуки электромеханических фортепиано и неплохие звуки органов.
Минусы. Слишком большая цена за инструмент, который покупают только для звука рояля. Клавиатура — балансная молоточковая, а не прогрессивная молоточковая, но — в соответствии с этим и вес. Идеален для концертирующего музыканта, которому требуется частая транспортировка инструмента.
Roland RD700GX (Roland XV-5080 + SRX-11)
Плюсы. Яркие, разнообразные и глубокие тембры фортепиано, хорошая механика клавиатуры (RD700), приятное ощущение от игры.
Минусы. Инструмент дороговат, а более дешевый вариант XV-5080 с карточкой и клавиатурой — не отличается мобильностью, хотя и очень подходит для студийных целей.
Yamaha S90ES
Плюсы. Очень приятный тембр фортепиано, можно сказать — трогательный. Дополнительно — много звуков из синтезатора Yamaha Motif ES, что может быть полезным. Относительно небольшая цена и средний вес.
Минусы. Балансная молоточковая клавиатура.
Kurzweil PC1X
Плюсы. Наверное, самый сбалансированный инструмент с точки зрения цены — качества. Отличные звуки фортепиано, их немало и они разнообразные. Прогрессивная молоточковая клавиатура с приятной и достаточно естественной механикой. В качестве приятного бонуса — немало других интересных звуков. Инструмент можно использовать и в качестве стейдж-пиано, и в качестве студийной мастер-клавиатуры.
Минусов существенных я не обнаружил.

О типах клавиатур

Следует различать балансную (balanced hammer action) и прогрессивную (graded hammer action) молоточковые клавиатуры.

Для того, чтобы понять разницу — достаточно подойти к живому роялю и нажать на две клавиши — в верхнем и в нижнем регистрах. В верхнем регистре у живых фортепиано клавиши нажимаются легче, а в нижнем — они утяжелены. Благодаря этому эффекту при игре на фортепиано удается извлекать глубокие басы и полетные верха. Клавиатура акустического инструмента постепенно (прогрессивно) утяжеляется по направлению к нижнему регистру. Прогрессивная механика электронных инструментов имитирует это поведение клавиатуры. Балансная же клавиатура имеет одинаковую «тяжесть» на всем диапазоне.

Подведем итоги

Итак, очевидно:

Если требуется естественное звучание фортепиано — нужно использовать живое фортепиано. Запись рояля в студии — процесс сложный, трудоемкий, но интересный. При грамотном подходе, наличии хороших микрофонов и предусилителей, а также при записи в подходящем по акустике помещении — можно получить очень хорошие и интересные результаты.

Для исполнения на концертах классики и, в некоторых случаях, акустического джаза — следует использовать только живой инструмент, поскольку только он может передать все тембральные нюансы и всю полноту музыкальной мысли.

Если же речь идет о концертах в жанрах рок, джаз-рок, поп, электро и так далее — не стоит ломать себе голову, как же затащить на сцену живой рояль. В этом случае вполне достаточно будет хорошего сценичекого электропианино.

Так же дело обстоит и со студийной записью и аранжировками в вышеперечисленных жанрах — там, где не нужно получить высшей степени достоверности — легко можно пользоваться ромплерами.

И самое главное. Никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя приобретать электронную имитацию фортепиано в учебных целях. Если родители видят в своем ребенке будущего музыканта, если хотят привить ему любовь к музыке и ощущение настоящего звука — не стоит размениваться на «подделки».

Настоящее звукоизвлечение и чувство инструмента возможно развить только при занятиях на живом инструменте. Обычное пианино (лучше немецкого или чешского производства) можно найти даже дешевле, чем средненькую имитацию. А фактор «места под инструмент» не заслуживает того, чтобы приносить ему в жертву будущее ребенка. То есть — в любом помещении всегда, при желании, можно найти места ровно столько, чтобы туда поместилось пианино. Конечно, нужно знать, что оно и тяжелое, и требует ухода и регулярной настройки — но тут уж надо делать осознанный шаг и осмысленный выбор, думая о будущем.

 

22.04.2009
Алексей Данилов
При перепечатывании ссылка на источник обязательна
© SynthMusic

Похожие статьи