Линейно-арифметический синтез

Линейно-арифметический синтез (Linear Arithmetic Synthesis, LA) — тип синтеза, основанный на формировании звука путем совмещения семплированной атаки с генерируемой остальной частью сигнала.

Безусловно, как и некоторые другие типы, линейно-арифметический синтез является гибридным, поскольку совмещает в себе два метода синтеза для получения сложного тембра.

История

Если углубиться в историю — несложно понять, почему возникла необходимость применения такого технического решения. Во второй половине 80-х годов прошлого столетия только начинали появляться инструменты, построенные на принципе воспроизведения семплов, называемых также PCM (Pulse Code Modulation). Поскольку семплы являются предварительно записанной и сохраненной на носитель информацией, они нуждаются в «хранилище», объем которого зависит от размера этих семплов. В то время ПЗУ (постоянные запоминающие устройства) еще не могли обладать объемом, достаточным для хранения большого количества разнообразных семплов, а пользователи требовали от производителей всё большего тембрального богатства в одном инструменте и все большей реалистичности звучания «живых» инструментов. Оснащение инструментов большим объемом памяти вызвало бы чрезмерное удорожание, результатом которого, конечно же, стал бы низкий спрос. Производители оказались меж двух огней: с одной стороны, инструменты должны были давать разнообразие, а с другой — быть доступными для среднестатистического музыканта.

Принципы

Решение этой сложной задачи предложила фирма Roland, выпустив инструмент, ставший в своем роде революцией синтезаторостроения — D-50 (и бесклавишная версия D-550). В нем впервые была применена технология линейно-арифметического синтеза.

Суть этой технологии сводилась к следующему. В память синтезатора помещалась самая сложная для синтезирования часть любого звука — атака. Поскольку атака составляет очень короткий отрывок семпла, она не занимает много памяти. Вся же остальная составляющая тембра генерировалась стандартными средствами синтеза. При нажатии клавиши инструмента в первые доли секунды из памяти вызывалась волновая форма, а затем она «подхватывалась» генератором. Сформированный таким образом звук мог иметь любую длительность, так как не был зависим от продолжительности записанного семпла. Кроме того, весь сложный тембр в дальнейшем подвергался всем остальным этапам синтеза — фильтрации, обработке процессорами эффектов и так далее.

Значение

И конечно, как это часто бывает, производитель открыл музыкантам новые средства выразительности, которые оставили далеко позади простое желание имитировать звучание живых инструментов. Практически любой производитель современных инструментов считает своим долгом включить в базовый набор тембров, помимо фортепиано, струнных, электропианино и еще ряда «стандартных» звуков несколько пэтчей, имитирующих уже звучание самого D-50.

Таким образом, в жестких конкурентных условиях родился уникальный подход к звукообразованию, дав миру инструмент, ставший одним из самых продаваемых в мире и завоевавший право на почетное место в любой студии.

 

05.05.2009
Алексей Данилов
При перепечатывании ссылка на источник обязательна
© SynthMusic

Похожие статьи