Какие бывают типы синтезаторов

Изначально словом синтезатор называли инструменты, непосредственно синтезирующие звук. В современном мире этим словом стало принято обозначать практически любые клавишные инструменты — от домашних самоиграек до продвинутых рабочих станций.

Тип генерации

По признаку типа генерации инструменты можно разделить на:

  • синтезирующие;
  • ромплеры и семплеры (воспроизводящие из памяти (ROM Player) или с внешних носителей).

В классическом понимании «семплерами» принято называть семплирующие, то есть записывающие сигнал внутрь себя, инструменты. Но сегодня семплерами также называют и любые инструменты, способные играть звуками со сменного носителя — такого как компакт-диск, DVD, жесткий диск, и так далее. Некоторые инструменты работают по принципу комбинирования воспроизведения волновых форм (не целых семплов, а кусочков волны) и непосредственного синтеза сигнала. Эти инструменты принято относить к первому типу (синтезирующих), несмотря на то, что у них есть встроенная память, в которой хранятся эти «кусочки». Подобным инструментом является, например, Roland D-50 с его так называемым LA (линейно-арифметическим) типом синтеза. Звук в нем формируется посредством воспроизведения из волновой памяти начальной стадии (атаки) в сочетании с синтезированием остальных его составляющих.

Среда генерации

По признаку среды генерации сигнала инструменты делятся на:

  • аналоговые;
  • цифровые;
  • гибридные.

В последнюю группу входят инструменты смешанного типа, то есть — обладающие признаками первых двух групп. Чаще всего «гибридность» синтезатора заключается в том, что генерация сигнала происходит цифровым способом, а субтрактивная часть является аналоговой. К таким приборам можно отнести Waldorf Microwave (I), Kawai K3, Korg DW-8000 и другие.

Полифония

По количеству голосов синтезаторы бывают:

  • монофонические (одноголосные);
  • полифонические.

Самые ранние модели синтезаторов были монофоническими в силу того, что аналоговая среда очень ограничена по своим возможностям. С приходом в индустрию синтезаторостроения микропроцессоров, начинают появляться полифонические инструменты, которые могли играть одновременно 4 — 8 голосов, такие как SCI Prophet-5 (5 голосов), Yamaha CS-70M (6 голосов) и CS-80 (8 голосов), различные модели Oberheim, Moog, Roland, Korg и других производителей. Процессоры позволяли контролировать настройки сразу нескольких генераторов внутри одного инструмента и обеспечивали синхронность их тембрального изменения. Эти синтезаторы еще не назывались цифровыми, поскольку весь звуковой тракт оставался аналоговым. Они так и зовутся — аналоговыми с цифровым контролем.

В промежутке между появлением процессоров и эпохой монофоников появились еще и так называемые дуофоники — инструменты, которые могли играть одновременно два звука. Принцип их работы скорее был схожим с монофоническими синтезаторами. Примерами таких инструментов являются поздние модификации ARP 2600, а также Korg Maxikorg 800DV (Univox).

С приходом эпохи цифрового звука количество голосов синтезаторов стало увеличиваться довольно быстрыми темпами, и сегодня инструмент со 128-голосной полифонией уже ни для кого не является чем-то сверхъестественным. Однако и сейчас некоторые производители синтезаторов делают монофонические модели, например — Studio Electronics, Moog и другие.

Клавиатура

По признаку наличия клавиатуры инструменты могут быть:

  • клавишные;
  • рэковые или десктопные.

Клавишные инструменты могут иметь разное количество клавиш, наиболее распространенными являются 49-, 61-, 76- и 88-клавишные версии клавиатур. Реже встречаются 37- или 25-клавишные, еще реже — 73-клавишные (обычно электропианино). Самые маленькие клавиатуры встречаются на контроллерах, которые приспособлены скорее не для игры, а для управления по миди или для создания простейших партий в секвенсорах. 37 и 49 клавиш обычно достаточно для инструментов, заточенных под сольные партии, пэды или спецэффекты. 61 и 76 — стандартные версии для большинства инструментов, а присутствие 88 клавиш практически всегда говорит о утяжеленном, «рояльном» типе клавиатуры.

Рэковые инструменты предназначены для закрепления их в рэковые стойки и в большинстве случаев предполагают студийное использование, однако не исключают концертного. Десктопные, или, говоря иначе, настольные версии синтезаторов — обычно являются разновидностью рэковых и также могут быть установлены в рэк, однако они часто снабжены большим количеством органов управления и ими удобно пользоваться и «настольно».

Целевое назначение

По признаку целевого назначения или целевой группы синтезаторы бывают:

  • профессиональными;
  • для домашнего музицирования.

Любительские инструменты, предназначенные для домашнего музицирования, обычно ассоциируются с понятиями «интерактивный синтезатор», «домашнее цифровое фортепиано», и так далее. Они часто снабжаются встроенными динамиками.

Профессиональные инструменты гораздо сложнее в использовании и требуют определенных знаний и навыков для умелого пользования. Чем серьезней инструмент, тем больше времени придется провести за изучением мануалов и расспросами знающих людей. Профессиональные инструменты могут обладать как очень ограниченным набором функций (с которыми он при этом справляется лучше других), так и самым обширным функционалом, вплоть до «студии в одном и нструменте» — рабочие станции, заточенные под создание аранжировок. К профессиональным инструментам относятся и «концертные» синтезаторы, у которых обычно урезан функционал в той части, которая теряет смысл при использовании синтезатора в живых выступлениях — чаще всего у таких инструментов нет или очень урезаны секвенсоры, отсутствуют семплерные опции, зато они обладают легким весом, удобством управления и быстрым доступом к нужным параметрам.

Другие признаки

Помимо всего вышеописанного, инструменты могут различаться наличием или отсутствием MIDI (Musical Instrument Digital Interface — цифровой интерфейс музыкальных инструментов), процессора эффектов, типом или архитектурой синтеза, возможностью или невозможностью установления расширений и другими признаками.

 

21.04.2009
Алексей Данилов
При перепечатывании ссылка на источник обязательна
© SynthMusic

Похожие статьи