Сведение и Мастеринг

Представьте себе художника у мольберта, который пишет картину, забывая менять или ополаскивать кисти между мазками разных цветов… Через десять-пятнадцать движений холст превращается в неразборчивый набор пятен и грязи. Вместо неба на пейзаже вполне может показаться пашня или болото, деревья и цветы вызовут ассоциации с беспорядком в чулане Вашего соседа, а вместо коровы, пасущейся на летнем лугу, фантазия нарисует, например, место крушения летающей тарелки инопланетян… Картина безвозвратно испорчена и ленивому художнику придется отправиться к своему саквояжу за новым холстом.

Приблизительно те же самые ощущения можно испытать от прослушивания даже самой замечательной и прекрасно аранжированной песни, которая подверглась невнимательному, торопливому и «бесконтрольному» сведению. Ритуальные песнопения племени Майя покажутся симфонией рядом с беспорядком и нагромождением такой «аранжировки».

От качества сведения зависит, сможет ли слушатель оценить по достоинству Ваш голос, разберет ли он звук каждого инструмента в произведении, увидит ли он в процессе прослушивания композиции красочный пейзаж, сможет ли понять Ваше повествование — или же почувствует себя свидетелем того самого приземления инопланетян на голову несчастной корове посреди пастбища…

Речь идет о том, что испортить всю работу по аранжировке и записи произведения — очень легко. Смысл работы звукорежиссера на стадии сведения заключается в том, чтобы заставить каждую партию звучать ясно и отчетливо, при этом не «вырываясь» из общего контекста. И это далеко не так просто, как может показаться. Ведь судить его работу предстоит многим, и самыми жестокими судьями будут те, чей голос и инструменты звучат на записи: барабанщик справедливо захочет разобрать каждую свою сбивку, гитарист не простит неясности в звучании соло или риффа, певец придерется к каждому «замыленному» мелизму или вздоху… Расставить все по своим местам в звуковом пространстве, придать каждому инструменту читаемость и желаемый тембр, а общей картине объем и насыщенность, при этом не отойдя от законов заданного жанра и учтя все современные требования к саунду, — это комплекс задач, возникающих на стадии сведения.

Понимая это, мы сделали важным условием работы нашей студии владение аранжировщиком искусством сведения, а звукорежиссером — аранжировки. Ведь никто так, как создатель аранжировки, не представляет себе конечной картинки, никто кроме автора самой незначительной партии не угадает, насколько важную роль она может сыграть для придания произведению целостности и законченности. Таким образом, преемственность художественного замысла ложится в основу всей концепции работы над композицией и альбомом.

И конечно, техническая сторона крайне важна — ведь хорошее оборудование и «честный» мониторинг позволяет раскрепостить творческую мысль, освободиться от лишней рутинной работы в пользу искусства. В ходе сведения в нашей студии используются самые лучшие контрольные мониторы ручной работы, выполненные на заказ. В работе задействуются современные и «винтажные» процессоры эффектов — true-stereo ревербераторы и симуляторы пространства, богатые модуляционные эффекты и линии задержки — приборы и бренды, которые можно встретить во всех топовых студиях мира. Достоверную информацию о сетапе можно получить в разделе Оборудование.

И пусть коровы на лугах останутся для романтических комедий, а летающие тарелки соревнуются со скоростью света в фантастических боевиках!

Мастеринг

Мастеринг — завершающая стадия работы над музыкальным произведением, финальная обработка звука, последний штрих перед тем, как запись будет готова для помещения в альбом, звучания со сцены большого зала или ночного клуба, или для радиоэфира.

Конечно же, версии одной и той же композиции, отмастерованные для ротации или для альбома, будут звучать по-разному — цель диктует средства. Одно дело — сделать мастер-версию для диска, который должен одинаково хорошо звучать и на хай-энд оборудовании, и на компьютерных колонках, и в машине, и из обычных наушников для плейера, и из динамика ноутбука. Совсем другое — заточить трек для воспроизведения в качестве «минусовки» на аппаратуре концертного зала или клуба. Третье — заставить микс не «растерять» ничего при трансляции по радио или на ТВ — с учетом того, что немало радиоприемников и телевизоров могут быть оборудованы монофонической акустикой. Технологии мастеринга в каждом конкретном случае могут отличаться в корне.

В зависимости от Ваших потребностей и задач — мы примем решение либо делать мастеринг самостоятельно, либо поручить его выполнение сторонним специалистам — ведь во многих случаях для этого процесса требуется специальное дорогостоящее оборудование, и многие звукоинженеры специализируются именно на этой работе. В любом случае, Вы получите результат максимально возможного качества. Конечно же, при взаимодействии с партнерскими студиями, мы будем заботиться о сохранении выбранной нами с Вами концепции звучания.

Также Вашему вниманию: